Паралимпиада: Большой хоккей для железных людей, или Спорт как миссия

Паралимпиада: Большой хоккей для железных людей, или Спорт как миссия Фото http://ic.pics.livejournal.com/drugoi

На Олимпийских играх в Сочи российские спортсмены смогли выиграть неофициальный медальный зачет. На Паралимпийских играх от россиян ждут результата не хуже. Представители следж-хоккея, короля зимних видов спорта Паралимпиады, не стесняются вслух заявлять, что их цель – это золото. Ну а уж улучшить достижение Овечкина, Ковальчука, Малкина и прочих звезд из-за океана им уже удалось.
miloserdie.ru

Удмуртия, город Ижевск, суперсовременный универсальный комплекс адаптивного спорта, оборудованный всем необходимым. Это яркое здание, открытое в начале июля 2013 года, стоило государству чуть менее двухсот миллионов рублей. И именно здесь в течение дня занимаются спортом как десятки здоровых людей, так и люди с ограниченными возможностями. Для них в центре есть все необходимое: спортивное оборудование, пандусы, специальные медицинские кабинеты. 
И пока хрупкие девушки-синхронистки тренируются в бассейне, на льду уже мощные, грозные следж-хоккеисты. 26 человек, которые посвятили свою новую жизнь новому пока в нашей стране виду спорта. Некоторые из них зимой 2014 года вышли на лед Сочи сражаться за победу на Паралимпиаде.
Как говорит руководитель Паралимпийского комитета России по Удмуртии и тренер-селекционер всех сборных региона, Виктор Кузнецов, «цель перед нашей страной только одна – первое место в общекомандном зачете. И хоккеисты просто обязаны быть первыми».
Он рассказывает: «Здесь все, как в обычном хоккее. Как раньше было? Выиграли все в 1980 году, но проиграли в хоккее. Помните „Чудо на льду“? Когда СССР уступил американским студентам? Значит, Олимпиада не удалась. А были потом игры, когда, наоборот, не очень получилось, зато победили в хоккее. Значит, хорошие были игры».
Однако следж и обычный хоккей объединяют не только высокие цели в Сочи. Ледовая площадка, шайба, даже массовые драки (редкость, но все же случается) – все, как в традиционном хоккее. Только вместо коньков у игроков в следже специальные санки. И две коротких клюшки.
Экипировка любого игрока в хоккей – важнейшая часть игры. В обычном хоккее огромная сумка спортсмена, баул, весит около двадцати килограммов, в следж-хоккее ситуация примерно такая же. Здесь у каждого спортсмена свой индивидуальный инвентарь, который закупается за границей.
Санки, отнюдь не дешевое средство спортивного передвижения, выпускаются и подгоняются индивидуально под каждого спортсмена. Цена профессионального инвентаря – от 30 до 70 тысяч рублей. И чаще всего покупаются они именно в Канаде, этой мекке любого спорта с клюшками и шайбами на льду.
И именно сборная «Кленовых листьев», а также США стали нашими основными соперниками в Сочи-2014.
Если инвентарь мы покупаем у них, то организации дела им стоит поучиться у нас. Кузнецов, человек по-настоящему одержимый спортом, поясняет: «Мы востребованы, мы нужны стране, своей Родине! У нас отличные связи с государством в лице Владимира Лукина, президента Паралимпийского комитета. Создана специальная система, которая успешно работает. И это – на всех эшелонах нашей власти. Как в столице, так и в нашей республике. Местные власти нам ни в чем не отказывают. Канадцы приезжают и восхищаются тем, как у нас все устроено! Это им нужно искать спонсоров, думать о том, как бы найти средства на то, чтобы содержать клубы».
Результаты большой работы, проведенной в нашей стране, уже заметны. Это заметно, скажем, по следж-хоккею. Появившийся как один из способов реабилитации инвалидов еще в начале шестидесятых в Швеции, в нашу страну этот вид спорта пришел много лет спустя, в девяностых. Между тем в Скандинавии международные турниры игрались уже в конце шестидесятых. 
Пришлось подождать еще несколько лет, прежде чем Россия дебютировала на международной арене. В 2009 году наша сборная провела серию матчей против Эстонии, где паралимпийский хоккей начали развивать еще в начале 1990-х. Первый блин вышел комом. Наши ребята проиграли свою серию матчей против не самой сильной по мировым меркам команды, пропуская каждый раз не менее десяти шайб. Однако прошло всего четыре года, и наша дружина пробилась на ЧМ, где стала лучшей среди европейских команд.
Апрель 2013 года, Южная Корея. Исторический чемпионат мира для сборной России. Впервые приняв участие в столь представительном турнире, наша команда сразу добралась до полуфинала. Там нас ждала сборная США. Страна, где уже давно успешно работают над реабилитацией инвалидов, и не только при помощи спорта. Страна, где медицина, следует признать, стоит на значительно более высоком уровне. 
На предварительном этапе нашим соперником был еще один фаворит и будущий финалист, сборная Канады, которая за весь турнир не пропустила ни одной шайбы и стала чемпионом. Наши ребята, уступая по ходу встречи со счетом 0-4, были всего в одном шаге от ничьей. Наши забили три гола. Один из них на счету Дмитрия Лисова, который в Сочи приехал в качестве капитана сборной России.
В полуфинале против США наши ребята постарались на славу, навязав серьезную борьбу фавориту. Поражение со счетом 1-2 оставило нас за бортом финала, отправив играть матч за третье место. Там россияне камня на камне не оставили от чехов, впервые повесив на грудь медали чемпионата мира.
Успехи следж-хоккея не остались не замеченными профессионалами обычного хоккея. Континентальная лига – организация, в спонсорах которой значатся крупнейшие российские и международные компании, орудующая миллионами долларов бюджета, рекомендовала своим клубам открывать команды по следж-хоккею. Кадры для них будут готовиться в специальной детско-юношеской школе. 
Кузнецов – не просто тренер или функционер. Он, как говорят в профессиональном спорте, селекционер. В тесном контакте с министерством спорта, министерством социальной защиты, как настоящий скаут, он находит талантливых ребят по всей республике, даже в отдаленных деревушках. А дальше – дело техники. Уговорить, воодушевить, заставить поверить в себя, на собственном примере доказать эффективность и нужность спорта – это он умеет как никто другой.


Виктор Кузнецов, тренер сборной России по следж хоккею. Фото http://www.ugra-tv.ru 

Сам Кузнецов уже больше двадцати лет всерьез занимается проблемами инвалидов и их реабилитации. «Я, когда только начал этим заниматься, смотреть на цифры, заметил, что количество инвалидов практически неизменно. Это всегда приблизительно десять процентов от всего населения страны или региона. То есть каждый десятый человек в стране – инвалид. Например, у нас по Удмуртии сейчас 132 тысячи человек – инвалиды. Это приблизительно на 1 миллион 600 тысяч населения республики. 
За бронзу чемпионата мира игроки команды, проживающие в республике, получили от местных властей премию в размере полумиллиона рублей. Но это – профессионалы, которые получают в том числе и ежемесячные стипендии за свою работу. Они подают пример молодежи, являются предметом гордости своих земляков из Ижевска, Воткинска, Сарапула, Можги, а также других городов и поселков нашей необъятной страны.
Но главная цель паралимпийского спорта и его энтузиастов – это не медали и кубки, которые если и делают спортсмена героем телевизионных новостей и газетных заголовков, то совсем ненадолго. Главное – это реабилитация тысяч искалеченных душ. За спиной каждого инвалида, лишившегося руки или ноги, настоящая трагедия.
У нас прийти и попробовать заняться спортом может любой из тех тринадцати миллионов инвалидов, которые проживают в нашей стране. И перед ними не стоит задача тренироваться каждый день. 
«Мы спортсмены, мы нормальные люди. Успеха у нас, как и везде, добиваются те, у кого есть характер. И спорт дает нам этот характер, закалку, которые потом пригодятся не только на ледовом поле. Кто из инвалидов прошел через спорт, в жизни потом не потеряется. Эти люди женятся, заводят детей. У них все в жизни хорошо, даже если они уже давно забросили спорт. Мне регулярно пишут смс мои бывшие подопечные, ученики – люди, которые со мной занимались спортом. У всех все хорошо, никто никуда не исчез», – объясняет Виктор Кузнецов.
Он сам прекрасно понимает суть проблемы. Один из первых энтузиастов, истинный пионер паралимпийского движения на территории постсоветского пространства. Потеряв ногу в 29 лет (сейчас ему уже за пятьдесят), он, как и многие оказавшиеся в такой ситуации, мог бы сдаться и сложить руки. 


Фото http://gazeta-sr.ru

Однако сначала он решил отказаться от своей инвалидности. Наслушавшись вдоволь сомневающихся и недоброжелателей, не сдался и нашел свой новый путь. Выпускник факультета физической культуры, он не оставил спорт. Еще в начале девяностых годов ему удалось связаться с бывшими воинами-интернационалистами, потерявшими здоровье в ходе войны в Афганистане. Будущих спортсменов-паралимпийцев искали в госпиталях, где молодые ребята проходили лечение после боевых ранений.
Именно среди них Кузнецов впервые услышал многое из того, что ему потом удалось воплотить в жизнь на территории родного края. И в разговоре он неоднократно отмечает, что на малой родине ему работается особенно легко. «Я много где был, и за границу много поездил со сборной, но лучше своей Удмуртии ничего не видел. Нет в мире другого края, столь красивого». 
Чемпион мира по футболу среди ампутантов, его личная жизненная трагедия не заставила его сложить руки и отчаяться. Он – сын учителя из небольшого удмуртского села Грахово, сам стал педагогом. 
У него на руках была семья, двое маленьких детей, которых нужно было кормить. Поэтому Кузнецов пошел в школу преподавать физкультуру, и делал это так виртуозно, что никто не знал о том, что физрук – без ноги. Он сам бегал на лыжах вместе с учениками, готовил ледовую коробку, служил примером своим здоровым ученикам.
Уйти из школы и признаться директору учебного заведения ему пришлось только в начале девяностых, когда он стал собирать свою первую команду по футболу, состоящую из одних инвалидов. Это сейчас дело привычное, а тогда в нашей стране было подлинной диковинкой. Бывшие ученики, со многими из которых он до сих пор поддерживает теплые отношения, остаются его самыми верными болельщиками.
Он не только смог начать свою жизнь по-новому, но и дал новую жизнь десяткам и сотням других людей, оказавшихся в похожей ситуации. Через его руки прошли более трехсот спортсменов. Среди них – настоящие чемпионы с железным характером. И некоторые из них сражаются сейчас за Россию на сочинском льду. 
Жизнь его бурлит. И спортивная, и общественная. Он – настоящий миссионер. Как участник чемпионата России по футболу среди инвалидов, он регулярно ездит по России в составе команды «Зенит». Чтобы перенять богатый организаторский опыт, его приглашают за консультациями и в другие города. Например, в Челябинске, где огромное количество хоккейных команд, Кузнецова попросили помочь в создании дружины по следж-хоккею.
Работы у Кузнецова еще очень много. В открытом недавно центре адаптивного спорта не хватает профессиональных тренеров. Их нужно не менее десятка, и если с кадрами для спортшкол в нашей стране все хорошо, то вот найти готовых специалистов, которые смогут работать с инвалидами, не так просто. 
«Их всех нужно доучивать и переучивать, особенно тех, кому предстоит работать с детьми. Тут ведь главная проблема в том, что тренер должен быть не просто хорошим психологом. Он должен понять душу своего ученика, а ведь перед ним будут очень ранимые люди. Он должен их заставить поверить в себя, закалить их характер». 
Кузнецов производит впечатление человека, навсегда «заболевшего» спортом. И наблюдая за соревнованиями среди людей с ограниченными возможностями в Сочи, куда приехали и его ученики, ты понимаешь, что на самом деле возможности человека ничем не ограничены. И инвалидность уж точно не является приговором. 
Напоследок Кузнецов рассказал нам историю, связанную с одним из самых известных в нашей стране паралимпийцев – Иреком Зариповым из Стерлитамака. Ему, в результате автомобильной аварии потерявшему обе ноги, на Казанском вокзале в Москве одна сердобольная бабушка дала купюру в пятьдесят рублей. В качестве милостыни.


Ирек Зарипов. Фото http://vse-o-sochi.ru

Она ведь не знала, что перед ней – звезда спорта и профессиональный атлет, в Ванкувере в 2010 году выигравший четыре золотых медали в лыжных гонках и биатлоне. 
Кузнецов вспоминает: «Он ко мне подходит, расстроенный, показывает эти деньги. А я ему говорю, чтобы он не переживал, чтобы не расстраивался. Потому что покажут его потом со всеми его медалями по телевизору, и только тогда она поймет, кто перед ней был на вокзале».
Весьма показательная история, которая произошла еще до игр в Сочи. Государство пошло навстречу этим людям, но вот насколько готовы обычные люди изменить свое отношение к тем, кто потерял здоровье и кому общество уже выписало приговор одной только фразой «с ограниченными возможностями»? На льду Сочи и в спортивном центре Удмуртии нам удалось увидеть людей, возможности которых ничем не ограничены. 

Александр ДОВБНЯ