Тропарь Крещения - текст, перевод, обяснение, видео-урок пения на 1-й глас

Тропарь Крещения впервые поется в Крещенский сочельник,18 января:в этом году в конце литургии Иоанна Златоуста будет служиться Великая вечерня, в конце которой пропоют тропарь Крещения.В последний раз тропарь поется на литургии отдания праздника Крещения,27 января.
Двунадесятый праздник Крещения Господня имеет богатое смысловое содержание, но тропарь праздника сосредотачивается только на одной стороне этого события (и на самой главной) – Богоявлении.И здесь важны два аспекта: явление Самого Христа людям, ведь до этого момента Он жил в безвестности, после Крещения же начинается Его проповедь; и явление (откровение) Пресвятой Троицы.
С этого и начинается тропарь: хотя в воде Иордана стоит видимым образом только Человек (пришедший как все),однако Бог Отец свидетельствует, что это Его Сын, то есть и Сам Бог. И спасительное дело, совершаемое на земле Сыном Божиим, является, конечно, и делом Отца, и Святого Духа.
Бог Отец хочет спасти людей, и Его волю исполняет Сын («в Нем же Мое благоволение»), а Дух Святой, сходя от Отца к Сыну, свидетельствует это для всех.
Но все это дается Иоанну Предтече и нам в видении. Ясно, что ни Бог Отец не колебал воздух звуком слов, ни Дух Святой не становился голубем. Об этом говорят слова «в виде голубине». Но это видение передает Божественную реальность и открывает нам знание о Пресвятой Троице – а значит, и «троическое поклонение».
Это и есть начало того просвещения мира, о котором говорится в последнем предложении. Господь, явившись на Иордане, начинает просвещать мир Своим учением, Своими чудесами,Своим искупительным страданием,начало которому кладется Его смиренным Крещением. Поэтому и сам праздник Крещения в богослужебных книгах называют не только Богоявлением, но и Просвещением или Праздником Светов.