Что Феофан затворник видел из своего затвора

В день памяти святителя Феофана Затворника мы публикуем фоторепортаж из Вышенского монастыря под Рязанью, в котором святитель Феофан провел в затворе 23 года. В то время, когда у ворот Летнего сада Каракозов совершил покушение на царя Александра II, епископ Феофан затворяется в своей келье в Вышенской пустыни, чтобы уже не выйти из нее до самой смерти, и начинает общаться с людьми.  В день он получал по сорок писем от разных людей, и на все непременно отвечал. Он выписывает последние газеты и журналы, чтобы быть в курсе всего, что происходит в мире.


В середине XIX века мужская Вышенская Свято-Успенская пустынь находилась на территории Тамбовской епархии, окормляемой епископом Феофаном. В одну из своих поездок по епархии он ее заприметил, как наиболее подходящее место для осуществления своей мечты о деятельном покое.

Ворота обители. К ним подъезжает маршрутка из соседнего городка Шацк. До того, как обитель передали Русской Православной Церкви, тут находилась психиатрическая больница.


Кабинет игуменьи матушки Веры в трапезной Успенского храма. Пока бывшие корпуса больницы не отреставрированы, вся жизнь обители сосредоточена в этом храме.
Вечером по большому двору перед Успенским храмом детвора катается на велосипедах. Подъезжают машины к крылечкам, сушится белье. Только год, как психиатрическая больница покинула территорию монастыря, но некоторые сотрудники все еще живут в, арендованных ими у государства, бывших монастырских строениях. «Мы нормально вместе жили. Что нам делить? В каком то смысле мы тут тоже лечимся, проходим так сказать курс специальной терапии», — улыбается благочинная монастыря матушка Татьяна.

Вышенские дали.



Успенский храм. Летом постоянно приезжают паломники и туристы.

Казанский храм, в котором почивают мощи святителя и который когда-то был складом психбольницы.
 

 
Келья-музей с знаменитым балкончиком.


Экскурсию проводит послушница Елена.

Все красоты обители и реки Выша, все тепло песчаной дорожки вдоль берега под стенами монастыря, все разноцветие вышенской жизни, владыка Феофан променял на длинный балкончик вдоль стены своих покоев на втором этаже. Балкончик был с секретом: через его решетку, которая выше человеческого роста, владыка во время прогулок видел все, что происходит во дворе, а вот его с низу никто не видел. В келью к владыке могли приходить только три человека: келейник, настоятель пустыни архимандрит Аркадий и духовник игумен Тихон.


В келье святитель устроил небольшую церковь во имя Богоявления. Он служил в ней Божественную литургию во все праздничные дни, а последние одиннадцать лет — ежедневно. 
Сейчас служба в келье святителя бывает очень редко и очень рано, часов в пять утра. «Собираются сестры, редкие богомольцы. – Вспоминает сотрудник Издательства Свято-Успенского Вышенского монастыря, доктор филологических наук Каширина Варвара Викторовна. — Служба удивительная, потому что у святителя Феофана и церковка и келья – все было в одной комнатке. Он молился там один. И сейчас на службе в этом храме батюшка выходит с Причастием из этой комнатки, как из Алтаря».

Эту икону написал сам святитель Феофан.

Это то, что было обнаружено в гробу святителя, когда его останки переносили в Троице-Сергиеву Лавру. Кусочки облачения и листки из Евангелия.

Монастырь при епископе Феофане был большой и просветительский. Немалую лепту в это внес настоятель обители архимандрит Аркадий, поставленный самим епископом Феофаном. Это был очень деятельный человек. Попечитель духовных училищ, основатель Куплинской школы, двухэтажное здание которой сохранилось в селе Купля до сих пор. На втором этаже школы он построил храм, где дети могли молиться. Школа славилась прогрессивным образованием, уникальными мастерскими, современными лабораториями. Дети могли даже сами заниматься в фотографией. Святитель был очень образован, а архимандрит Аркадий закончил только духовное училище, но тем не менее это был один из трех человек, которые допускались в келью святителя. Первые сестры, которые пришли в обитель после возрождения, рассказывали, что местные бабушки приносили синодики, в которых у всех был записан архимандрит Аркадий, такую долгую память о себе он оставил в народе.

Эти предметы нашли под полом корпуса кельи святителя во время реставрации и ремонта. Предположительно очки и ножницы принадлежали самому владыке Феофану.

Святитель сам подшивал себе рясу. Для этого у него в келье была собственная швейная машинка.

Владыка пробовал обучиться игре на фисгармонии, но она сломалась. "Кончилось мое обучение", — жаловался он в письме.