Скоро свет нового паникадила освятит храм Святой Троицы в Косино. Что такое паникадило, и зачем оно в храме?

Сейчас в мастерской идет радота над новым паникадилом для храма Живоначальной Троицы в Косино. Паникадило в храме - источник света. Но не того света, который освещает темное помещение. Ведь на богослужениях зажигают свет и тогда, когда за окнами день. Свет паникадила - символ Света несотворенного человеком, Света, который прогоняет мрак наших грехов. Это образ света Божьего, который увидят все праведники в Царстве Небесном. 

Паникади́ло, (от греческого πολυκάνδηλον— многосвечие) – большой светильник, подобный люстре, со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма. Если паникадило сделано в виде огромного круга со свечами, то его можно назвать Хо́рос, от греческого χορός — хор, хоровод.  Хорос символизирует звёзды на тверди небесной и является наиболее древней формой паникадила.

История церковных светильников начинается в глубокой древности – в эпоху зарождения христианства, когда древние пещерные храмы освещали своим тусклым светом лампады и простые подсвечники. Постепенно они становились все более сложными по форме, приобретая еще и особый, символический смысл наряду со своей первоначальной функцией освещения. Так появилось паникадило – сегодня это один из главных церковных светильников, символизирующий образ Божественного света. 

Паникадило – не просто источник света. Освещение в храме никогда не назначалось для иллюминации помещения храма в обыденном смысле, то есть для того, чтобы было светло. Ведь они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения.  Свет в храме символизирует  особый, невещественный, несозданный  свет, который отличается по существу  от  внешнего, природного, вещественного. Он знаменует собою Христа как Свет миру (Ин. 8, 12), Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 9).

Паникадило, как и окна, и лампады, и свечи – многочисленные источники света в храме – имеют особое богослужебное значение. Богослужебный Устав, ныне в точности не соблюдаемый по отношению к светильникам, предусматривает в одних случаях возжжение всех светильников, в других — только некоторой части, в третьих  полное погашение почти всех светильников и затем снова возжигание. Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. То, что окна древних храмов не являлись только простыми проводниками природного, внешнего света, а имели сразу, с глубокой древности, символическое значение, свидетельствуется их количеством и расположением. Как правило, в каждой стене храма делалось по три и по два окна, что означало таким образом несозданный Троический свет и свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах. Спорно, что уровень и особенности древней строительной техники не позволяли создавать широких окон. Но даже если согласиться с таким мнением, то это техническое обстоятельство отнюдь не главная, а лишь сопутствующая, внешняя причина тому, что окна в храмах делались небольшими: сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает еще и земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий.

Паникадило , ниспускающееся сверху в центральную часть храма, множеством своих огней означает собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям.

Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак. Горение в церковных светильниках воска и елея призвано обозначать Божественный свет, отличный от того света, которым пользуются для простого освещения в миру, ибо Церковь — это Царство не от мира сего (Ин. 17, 14, 16; 18, 36). Паникадило – один из многочисленных символов, который  не просто иллюстрирует  божественную литургию, совершаемую в храме, но раскрывает содержание Евангелия и учение Православной Церкви о мире небесном и земном, о Боге и Его отношении к миру и человеку.

В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении Шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние — паникадило, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. По воскресеньям и церковным праздникам в храме возжигаются все светильники, в том числе и паникадило, символизируя образ полного света Божьего, который увидят все праведники в Царстве Небесном. 

В древности паникадила изготавливали из литой меди, кованого железа, серебра или олова. Основой паникадила является его является металлический стержень, на него нанизываются изготовленные методом художественного литья ярусы паникадила, внизу располагается «золотое яблоко», символизирующее плод небесной благодати и мудрости. На металлический обруч паникадила устанавливались сальные и восковые свечи. Паникадила могли быть одноярусными или многоярусными. Сегодня традиционно паникадило представляет собой роскошный церковный светильник с множеством ярусов. Их количество строго не регламентировано, поскольку «нет и точного количества чинов небесных существ…», иерархию которых символизируют ярусное размещение колец паникадила. Обычное количество ярусов – один, три, семь, девять или двенадцать. 

Каждое паникадило может претендовать на звание произведения искусства, поскольку все они, при сохранении общей структуры, уникальны по орнаменту. Ярусы паникадила украшаются литыми листьями, побегами и цветами, а также фигурами святых и апостолов. Каждый элемент украшения имеет сакральное значение, поэтому должен быть исполнен строго согласно существующему церковному канону. Основным материалом для изготовления паникадила и сегодня остается бронза и другие сплавы меди, в орнаменте используется хрусталь и природные камни.

Не только паникадило, но и сам храм является символом. Он и все, что мы в нем видим, показывает нам святое и чистое состояние мира до грехопадения человека, мир, который теперь пребывает во Исусе Христе, и который будет пребывать пребывать в вечности после второго пришествия Христа.

Пресс-служба Восточного викариатстсва Москвы
В статье использованы материалы из Настольной книги священнослужителей, т. 4, М., 1983.