Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи. В глубокой древности многие христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Лазарева суббота - в это время Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Христос называл Лазаря своим другом. Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Когда весть о болезни Лазаря дошла до Иисуса, Он сказал, что болезнь эта "не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Но, услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился»,– говорится в Евангелии (Ин. 11, 35). Почему?
Центр социо-культурных программ «Интеграция» подготовил для жителей Перово целый марафон пасхальных мероприятий. Пасхальные зайцы, бисероплетение и изготовление миниподарочков собственными руками!
Отец Евгений не только заместитель директора Воскресной школы храма святых Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново, он еще и преподаватель Свято-Тихоновского Богословского Института, а так же Николо-Угрешской семинарии. Приводим фрагмент из интервью с ним, опубликованном на сайте Богословского института, в котором отец Евгений говорит о том, что объективность иследования богослова не должна мешать его живой личной вере.
Царь царей въезжает в город не на белом коне, а на осляти. Дети постилают одежды по пути. Апостолы радуются. Но вдалеке уже замышляют свои коварные планы книжники, фарисеи и саддукеи. Многофигурная композиция Входа Господня в Иерусалим одна из излюбленных для художников разных эпох.
Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент резьбы по мрамору на саркофаге Юния Басса. Рим. Середина IV века
Вход Господень в Иерусалим. Страница кодекса из Россано (Италия). Середина VI века. Под изображением Входа в Иерусалим размещены полуфигуры четырех ветхозаветных пророков, указывающих на предсказанное ими событие. Россанский кодекс – это пергаментный манускрипт на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка
Вход Господень в Иерусалим. Резная икона на слоновой кости. Константинополь. X век
Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век
Вход Господень в Иерусалим. Мозаика Палатинской капеллы. Палермо (Сицилия). Середина XII века
Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века
Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда Покровской церкви села Чернокулово. XV век.
Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский
Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г.И. Семирадский, 1876 год
Вход Господень в Иерусалим. Современная фреска
Вход Господень в Иерусалим. М.В. Нестеров
Вход Господень в Иерусалим. Современная греческая икона
Радостные песнопения, в которых повторяется "Благословен Грядый во имя Господне", будут звучать в храмах в день Вербного Воскресенья и накануне на всенощном бдении. Как их петь показывают священник Александр ЛАВРУХИН, директор Свято-Димитриевской школы, и Никита ТАУ НАЛЕДИ, ученик 10 класса, солист школьного хора мальчиков.
27 марта пенсионеры отделения дневного пребывания центра социального обслуживания "Преображенское", окормляемые Илиинским приходом, посетили Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Сообщает сайт Илиинского прихода.
В пустыню удалялись великие подвижники, чтобы в мучениях плоти душа обрела покой. Как это возможно? Об этом в своем блоге рассуждает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатсвом Москвы.
От тех, кто работает «за ящиком» в храме зависит, понравится ли новому человеку в Церкви или нет. На семинаре, организованном 27 марта Восточным викариатством для свешниц храмов ВАО, епископ Пантелеимон, управляющий викариатством, объяснил им, как отвечать на вопросы людей, исходя из положений документа Церкви «Об участии верных в Евхаристии».
В своем вступительном слове епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, сказал, что свешницы в храме представляют собой для вновь пришедшего человека всю православную Церковь: «Вам надо всегда думать, что вы встречаете человека, как Божиего гостя. Человек приходит и ничего не знает об иконах, о таинствах. Он видит людей, вас в первую очередь. И от вас зависит, понравитесь ли вы ему, придет ли он еще раз в храм».
Самое трудное в работе свешницы, по словам сотрудницы храма Воскресения Христова в Сокольниках Любови, это большое количество людей, приходящих в храм уже в отчаянном положении. «Столько несчастных людей приходит! И много пьющих», - сказала она. Сейчас свешницам особенно часто приходится сталкиваться с такими сложными ситуациями, о каких написано в рассматриваемом на семинаре документе: «Много людей приезжает с Украины, они все потеряли, и приходят в храм».
Именно поэтому епископ Пантелеимон посоветовал свешницам быть всегда радостными, чтобы прихожане, и люди, которые пришли в храм впервые, почувствовали, что в храме источник радости, который может исцелить печаль. Он предостерег свешниц от возможных ошибок: «Не всегда надо делать замечания. Мы не знаем меры и жизни этого человека. У вас христианское мировоззрение, и многое из того, что вы понимаете сообразно своему мировоззрению, человек, обратившийся к вам за советом, понимает совсем по-другому. Прежде чем изучить документ Церкви «Об участии верных в Евхаристии», я хотел бы сказать вам, что если вы чувствуйте, что не можете правильно ответить на вопрос, лучше всего посоветуйте человеку обратиться к священнику храма. Главное правило свешниц, как у врачей – не навреди». Епископ Пантелеимон рассказал и о том, что надо не забывать говорить людям, что пост перед принятием Святых Христовых Таин включает в себя не только воздержание в пище, но и примирение со своими обидчиками, а о том, сколько времени поститься перед Причастием, надо рассказывать людям с осторожностью. Надо помнить, что у каждого человека своя мера, и что часто мы можем не заметить беременность женщины или не знать о том, что у человека есть хроническое заболевание. «Если у человека нет своего духовника, лучше всего ему посоветовать обратиться к священнику храма».
Епископ Пантелеимон объяснил свешницам, что значит «Евхаристический пост», о котором особо упоминается в документе . «Это пост, когда вообще не вкушается пища и не пьется жидкость. Например, 6 часов до Причастия. Не все знают, но сейчас во многих храмах разрешено совершать Литургию Преждеосвященных Даров вечером. В таком случае тем, кто собирается принять Причастие, нельзя ничего есть с 12 часов ночи. Но и тут надо принимать во внимание, что есть люди с заболеваниями, которые не смогут исполнить это правило».
Также был рассмотрен пункт документа, касающийся церковного брака. Епископ Пантелеимон рассказал, что бывают случаи, когда брак не только не венчан, но и не зарегистрирован государством, при этом один человек из такой пары, считает себя состоящим в браке. «Ко мне однажды приходила женщина, супруг которой не хочет, ни расписываться, ни венчаться. Живет она с ним, он берет на себя всю ответственность за детей и семью, дал детям свою фамилию. У этой женщины, кроме него никого из родственников нет. Куда она пойдет, если перестанет с ним жить?». Для таких случаев в документе «Об участии верных в Евхаристии» есть особое распоряжение – «не допускается до Причастия только тот сожитель, по вине которого не заключается брак».
«Это очень правильно, это по-христиански. Ну как быть, если у них все общее - и дети и жизнь, если они любят друг друга?», – комментирует свешница Любовь положение о причащении человека, сожителя из пары, где партнер не хочет оформлять брак официально, но принимает на себя материальную ответственность, как супруг.
Свешницы из храма святого апостола Андрея Первозванного в Метрогородке уже читали положение «Об участии верных в Евхаристии». По их мнению, наиболее острой проблемой людей, впервые пришедших в храм, является недостаток информации. «Им почему-то легче обратиться к соседке или бабушке. Когда они приходят, у них уже есть свое, часто неправильное представление о некоторых моментах церковной жизни. И еще есть страх перед внешними формами этой жизни. Например, перед трехдневным постом перед принятием Святых Христовых Таин». Они рассказали, что самое радостное в работе свешницы, когда удается помочь людям, а самое сложное – это страх, что помочь не сможешь.
Вторая часть семинара была посвящена организационным вопросам подготовки храмов к празднованию Великой Субботы и Пасхи.