НОВОСТИ

Епископ Пантелеимон о том, как относиться к трагедии, произошедшей в московском метро: "В мире заложена неизбежность смерти"

  • Викарий
  • Прочитано: 1871 раз

Мы выражаем глубочайшее сочувствие всем пострадавшим в страшной трагедии в московском метро, тем, кто сейчас находится в больницах, всем родственникам погибших.

Тяжело и трудно пережить неожиданную смерть близкого человека или тяжелое увечье. Только что люди были рядом с тобой, разговаривали, поехали на метро – и вдруг с ними происходит то, что в корне меняет их жизнь.

Церковь старается помочь. Священники, сестры милосердия утешают, оказывают психологическую помощь, приносят подарки, цветы, исповедуют и причащают желающих.

Священникам очень часто задают вопрос: как относиться к тому, что произошло?

Нужно понимать, что в мире, в котором мы живем, заложена неизбежность смерти. Древние люди, которые жили еще до Христа, говорили, что память о смерти – это высочайшая мудрость.

Если человек об этом не помнит и живет так, как будто смерти нет, сам этот вопрос не снимается. Рано или поздно – в метро, в больнице, в машине, у себя дома – мы столкнемся с этой личной трагедией.

Но есть другой путь – не ухода от вопроса, а попытки его решения. Если человек не изгоняет из своего сознания понятие смерти, если он благодарит Бога за дар жизни и пользуется этим даром прежде всего, для того чтобы научиться любить и жить для других, — то тогда он знает и чувствует, что душа не умрет. Она – душа – будет жить вечно.

И тогда нам легче будет пережить этот переход от жизни в теле, которая имеет и свои радости, и свои скорби, трудности — к жизни иной, к жизни с Богом.

Мы знаем случаи, когда люди, оказавшись в такой ситуации, оставались живы благодаря милости Божией. Когда была авария на Саяно-Шушенской ГЭС, один человек, который недавно крестился, причащался Святых Христовых Таин, остался жив, потому что смог уцепиться за какую-то лампочку, и провисел на ней, пока его не спасли.

Очень важно наше обращение к Богу. Когда мы искренне взываем к нашему Небесному Отцу, мы фактически выходим из мира слепой случайности.

Иногда спрашивают: «Зачем молиться о больных? Зачем вообще молиться в таких ситуациях, ведь Бог и так знает, что они нуждаются в помощи?» Один подвижник последнего времени объясняет это так: если мы не молимся за больного, то болезнь будет развиваться естественным образом. В молитве же мы призываем Господа вмешаться в естественное течение жизни этого мира и ниспослать Свою помощь.

Когда мы молимся о наших близких, когда мы благословляем своих детей, которые выходят из дома, когда мы стараемся сами пребывать с Богом в молитве – тогда уменьшается риск этих непредвиденных ситуаций. Господь может нам подсказать, как из них выйти, как уберечься самим и как уберечь своих близких.

Конечно, никто не может дать стопроцентных гарантий. Вспомним историю о том, как тысячи лет назад на людей упала Силоамская башня (Лк. 17:4). Господь сказал, что погибшие тогда люди не были грешнее всех других, которые жили в Израиле.

Но даже если произойдет несчастный случай, человек, обращенный к Богу, может встретить его достойно. Для него это будет не катастрофа, а, прежде всего, испытание, преодолев которое, он научится большей любви и мужеству. И даже если это закончится смертью, человек перейдет от этого временного существования, в котором много проблем, много трудностей, которое далеко не безбедно для нас, которое отягчено страданиями – человек перейдет к вечной радости.

Попросим у Бога даровать здравие и спасение всем пострадавшим, тем, кто сейчас находится в больницах. Помолимся о всех погибших, о прощении их грехов и упокоении их душ. Будем помнить, что у Бога все живы, а Любовь побеждает смерть.

Подробнее ...

Преподобномученица Елизавета - последние дни

Образ преподобномученицы Елизаветы оставила нам в своих воспоминаниях графиня Александра Олсуфьева. Она писала: «...невозможно постичь то, что ее уже никогда не увидишь, такую непохожую на других, так высоко стоящую над обычным уровнем…». Путь, пройденный Елисаветой Феодоровной в последние дни жизни, мы особенно вспоминаем сейчас, в годовщину ее мученической смерти.
http://www.mmom.ru/

Подробнее ...

Лесная братия преподобного Сергия

Учениками преподобного Сергия Радонежского основано 40 монастырей. Из них, в свою очередь, вышли основатели еще 50 обителей. Последователи преподобного стремились к уединению, но в любую глушь к ним стекались люди. Монахи снова бежали в глухие леса, но каждый раз, как следы на снегу, оставались позади них монастыри. Корреспондент «НС» отправилась по этим следам.



Несмотря на разветвленную сеть железных дорог, Россия — страна, где царствуют рейсовые автобусы. Жители какого-нибудь Судиславля говорят о Рыбинске, Тотьме или Ярославле, как москвичи говорят между собой о Новокосине, ВДНХ или Лефортове. И в какие только закоулки не забираются эти дребезжащие допотопные машины по песчаным и глинистым дорогам! Я следовала на них от села к селу, толкалась в очередях к окошечкам автовокзальных касс, движимая неодолимым стремлением хоть разочек увидеть настоящего отшельника. 
 

Авраамий


В XIV веке ученики Сергия Радонежского разошлись от него пешком, чтобы вдали от своего учителя распространить по всей русской земле дух особого, сергиевого монашества, дух пустынножительства, соединенный с любовью к людям. Авраамий Галицкий одним из первых принял от преподобного. Сергия Радонежского монашеский постриг. По свидетельству жития, скончался Авраамий в 1375 году в «глубокой старости», значит, он был намного старше Сергия, которому в то время было около 56 лет. 

Уйдя по благословению на поиск уединенной жизни, преподобный Авраамий пришел в Галич. Обойдя большое озеро, на котором стоял городок, он нашел место под высокой горой, где решил отдохнуть и помолиться. Несколько дней Авраамий просил Божию Матерь, чтобы она указала место его отшельничества. И вот, наконец, он услышал голос, который звал его на гору. Взойдя на нее, Авраамий увидел на дереве икону Божией Матери «Умиление». Он еще усердней начал молиться и… «икона подвижеся на древе и сниде на руце преподобнаго, никим же носима». На этом месте Авраамий выкопал себе землянку и остался жить. 

Недолго Авраамий оставался в безвестности. Князь галичский Дмитрий Федорович скоро узнал о нем и прислал Авраамию приглашение к себе в город. Естественно, с иконой. От иконы в Галиче совершались многие чудеса, и князь расщедрился на землю и деньги для монастыря. Этот первый Авраамиев монастырь, в честь Успения Божией Матери, практически занимался тем, что просвещал местный народ — чудь. Когда обитель стала многолюдной, Авраамий опять ушел, но ученики снова его нашли. Так Авраамий был вынужден основать второй монастырь в семидесяти километрах от Галича, в честь положения Ризы Богородицы. Вскоре история повторилась, и Авраамию пришлось основать третий монастырь на реке Вига во имя Собора Богоматери. Наконец, в последний раз преподобный совершил попытку жить в уединении, но и тут к нему пришли ученики. В двадцати километрах от третьего монастыря на высоком берегу Чухломского озера близ городка Чухлома возник четвертый Авраамиев монастырь в честь Покрова Богородицы. Он и остался до сего дня. 

Над мощами преподобного Авраамия, почивающими в подклете Покровского храма, проносились годы, менялись учреждения: монастырь, детский дом, машинно-тракторная станция, школа и вот опять монастырь. В двадцатые годы чудотворная икона «Умиление», сопровождавшая Авраамия в его трудах и путешествиях, исчезла. Осталась особо почитаемая современной братией монастыря поясная икона преподобного Авраамия, с чудотворной иконой «Умиление» в руках. Еще сохранились крест с вериг преподобного, древний вышитый покров с его раки и икона Божией Матери «Казанская», которая, по наблюдениям монахов и прихожан, сама собой обновляется. Вид у нее действительно необычный. Как будто кто-то старательно оттирал копоть с лика, но пока еще не смог оттереть до конца. 

Прибыв в Галич, пересаживаюсь на рейсовый автобус до Чухломы. Ехать недалеко, но долго. Разбитые дороги и заброшенные храмы в лесу сопровождают северный пейзаж за окном. 

Солнечная весна 2012-го. Озеро разлилось широко. Далеко на водной глади видны заросли ивняка. Исполняющий обязанности настоятеля архимандрит Михаил идет на службу в Успенский храм и по дороге благословляет паломников: «Вы за водичкой? Должен вас предупредить: вода весной грязная, так что умываться можно, но пить не советую». Особый подвиг монахов Авраамиего монастыря — носить воду из колодезя преподобного в гору в монастырскую поварню. Гора очень крутая. Зимой это особенно тяжело. В девяностые годы XX века этот подвиг выглядел так же, как и при преподобном Авраамии. Сейчас над колодезем стоит часовня, по склону устроена лестница со скамейкой для отдыха, но дух монашеского подвига никуда из монастыря не делся. Встречают путешественников строго, но с любовью. Женщинам придется смиряться, в трапезной их накормят только после мужчин. 

Сейчас в обители около 30 насельников. Огромные желтые кресты с пятиглавого Покровского храма, построенного в1607 году «по вере и обещанию» царя Василия Шуйского над мощами преподобного, стоят в земле за алтарем, как богатыри на заставе. «Когда нашли их, не знали, куда приспособить, вот и поставили на монастырском кладбище», — рассказывает монах-экскурсовод. Среди погребенных в обители — княжна Елена Долгорукова (сестра первой жены царя Михаила Федоровича), основатель дворянского рода Лермонтовых Джордж Лермонт и все его потомки. 

Сумрак маленького, бесстолпного Успенского храма с узенькими окошками-бойницами. Два монаха поют «Величит душа моя Господа». Поют в унисон, гулкими строгими голосами. На «Честнейшую херувим…» голоса вдруг, как два крыла, раскидываются в разные стороны, и песня кружит прекрасной птицей под куполом древнего храма.


Из обителей, основанных Авраамием Галицким, сохранился только Покровский монастырь близ городка Чухлома. Здесь в подклете монастырского собора покоятся мощи преподобного. На фото: Покровский собор, надгробие над местом захоронения святого Авраамия


Казанская икона Божией Матери в Покровском соборе. По наблюдениям монахов и прихожан, образ сам собой обновляется
 

Кирилл


Племянник окольничего Димитрия Донского Косьма очень хотел стать монахом. Москвич, образован, впереди карьера, и вдруг такое. Все боялись его постригать: окольничий разгневается. Решился только игумен Махрищского монастыря Стефан. И вот Косьма стал иноком Московского Симонова монастыря Кириллом. Часто в монастырь наведывался игумен Радонежский Сергий. Он приходил в гости к своему племяннику, настоятелю Симонова монастыря архимандриту Феодору. Но часто, минуя келью настоятеля, игумен Сергий сперва направлялся в хлебню к Кириллу и подолгу там с ним беседовал. 

Однажды Кирилл услышал голос Божией Матери: «Кирилле, иди на Бело езеро. Там уготовано место тебе». Он вышел из монастыря и направился в леса Белозерской стороны, чтобы найти уединенное место для молитвы. С ним пошел уроженец тех мест будущий преподобный Ферапонт. Кириллу тогда было 60 лет. Место, которое они нашли, оказалось труднодоступно и почти со всех сторон окружено водой озера Сиверского. Это и было нужно. Они поставили крест, выкопали землянку и срубили себе часовню, а когда начали к ним стекаться люди, монахи решили построить первый каменный храм в обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. Шел 1397 год. 

Сейчас Кирилло-Белозерский монастырь представляет собой два монастыря. Как матрешка в матрешке, внутри Успенского находится маленький Иоанновский монастырь. В годы опричнины ссыльные бояре щедро жертвовали на обитель, и территория вокруг первого каменного Успенского храма стала обрастать зданиями и церквями, а Святая горка, место первых трудов преподобного, на которой было только два храма — в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Сергия, — так и осталась за своей оградой. 

«Вот по этой тропе братия приходила к Кириллу в келью. Сначала надо было заглянуть в часовенку, может быть, отец там молится, — мы с монахом Даниилом поднимаемся на Святую горку — так теперь называется самая древняя часть обители, где начинал свое жительство Кирилл. Отец Даниил отпирает замок каменного футляра-часовни, под которым уже шесть столетий стоит деревянный неказистый сруб. — Это та самая часовенка, которую преподобный срубил для себя собственными руками». В часовню нельзя войти, можно только нырнуть под низкий косяк маленькой дверки, сделав таким образом поклон почти до земли. В полумраке перед вошедшим предстает крест, сильно потесанный и потерявший форму по краям. «Это паломники. Знаете… Ну, погрызли они его, вот решили его тоже в футляр поставить. Правда, не очень помогает», — как бы извиняясь за почитателей преподобного, говорит отец Даниил. Крест стоит посередине часовенки, занимая почти все пространство. Отец Даниил так и не входит внутрь. Он стоит на коленях в проеме двери и, повинуясь какому-то внутреннему приказу, запевает торжественную мелодию тропаря: «Кресту твоему поклоняемся Владыко…» 

За 30 лет управления Кирилла в монастыре собралось 60 человек братии. Скончался Кирилл в 1427 году, оставив обитель процветающей. Братия скорбела и просила Кирилла взять их с собой в мир иной. В течение следующего года по разным причинам 30 человек из братии скончались. Над мощами святого построили храм в честь Кирилла Белозерского, как раз рядом с первым Успенским собором обители, а внутри храма поставили тяжелое и богатое серебряное надгробие. К началу XVIII века при монастыре образовалась целая слобода, из которой вырос впоследствии город Кириллов. 

15 сентября 1918 года, Кириллов. Несколько человек идут по старой Горицкой дороге. Впереди епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев), с посохом и в клобуке, за ним монахиня и еще четверо мирян. Их сопровождают человек двадцать красноармейцев, толкают прикладами. Вот поворот на учебное стрельбище, к горке Золотухе. Больше сомнений быть не может. «Нас ведут на нашу голгофу», — спокойно говорит епископ. Выстроили всех в ряд. Воздев руки к небу, владыка молится. Вокруг звучат выстрелы и падают люди, епископ читает над их телами молитву на исход души от тела. Его самого пули пока не достают. «Да опусти ты свои руки!» — подбегает раздраженный красноармеец. Владыка поворачивается к нему лицом, опускает руки: «Аминь. Я закончил. Теперь заканчивайте вы». Красноармеец расстреливает епископа в упор. 

Тело владыки Варсонофия верующим не отдали, похоронили его в общей могиле на стрельбище. К началу Великой Отечественной войны в Кириллове не осталось ни одного священника и монаха. 

В девяностые годы началось возрождение монастыря. Первую литургию совершили в храме преподобного Сергия Радонежского. Ныне монастырь сосуществует с музеем, из храмов действуют Сергиевский (только летом) и Кирилловский (круглый год). Места для приема и размещения большого количества паломников в монастыре пока нет. Одной из новых традиций обители стал ежегодный крестный ход 15 сентября к месту расстрела епископа Варсонофия Кирилловского, причисленного к лику святых. 


Сегодня большой Успенский Кирилло-Белозерский монастырь функционирует как музей. На его территории, как матрешка в матрешке, находится действующий Иоаннов монастырь


В Кирилло-Белозерском музейном комплексе часто проходят городские гулянья. Звуки шумного веселья проникают и за стены Иоаннова монастыря, но монахи уверяют, что им это не мешает


Часовня, срубленная шесть столетий назад преподобным Кириллом Белозерским. Чтобы войти сюда, приходится сгибаться, делая поклон почти до земли


Посередине часовенки, занимая почти все ее пространство, стоит крест, сильно обломанный по краям слишком ревностными паломниками


Сувенирная торговля перед стенами музея — резные странники, схимники, расписные яйца...


Судиславль. Для паломника, направляющегося по следам учеников преподобного Сергия, этот провинциальный городок — узловая станция. Через него проходят дороги и в Галич, и в Чухлому
 

Павел


Значительно удалившись от указателя со стрелочкой на Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь, автобус Вологда-Рыбинск останавливается на трассе, в часе езды от городка Грязовец. Стрелочка указывает в лес, но туда ведут два поворота. Попробуй выбрать, куда сворачивать, если проверить свой выбор можно будет, только пройдя километров пять. Собственно, на этом расстоянии от трассы и находится древний монастырь, основанный преподобным Павлом Обнорским в 1414 году. 

Дождливый промозглый вечер. На трассе — никого, только девушки на обочине. Время не ждет: надо успеть пройти пешком пять километров, все посмотреть в монастыре, вернуться пешком на трассу и перехватить автобус в обратную сторону. Иначе на московский поезд я не попадаю. «Девчонки! Не подскажете, как до монастыря дойти?» — обращаюсь я к ним. «Ой, да вы не туда поворачиваете! Вам вот на Косиково надо. Так прямо пойдете и в монастырь упретесь!» — орут мне девицы сквозь шум автострады. 

Лесная дорога делает плавный изгиб, теряется под горой и выныривает из глубокого оврага, открывая стройный сосновый бор на противоположной стороне и небольшой поселок с несколькими каменными строениями. Эти строения и есть Павло-Обнорский монастырь, в прошлом один из самых больших монастырей Русского Севера. В 1924 году основной Троицкий храм монастыря был уничтожен, а его иконы, некоторые из которых написаны самим Дионисием, конфискованы в Третьяковскую галерею, Русский музей и Вологодский музей-заповедник. 

Преподобный Павел был родом из Москвы. Он тоже один из первых учеников игумена Радонежского, как и Авраамий, даже одно время нес послушание у него в келье. 15 лет Павел жил отшельником недалеко от Троицкой обители, но к нему стали стекаться люди, и он испросил у преподобного Сергия благословение удалиться еще дальше в непроходимые леса. Согласно житию, три года Павел прожил в Комельских лесах в дупле огромной липы, прежде чем, «Богом водимый», отправился по реке Нурме и нашел на ее берегах пустынное место для нового жительства. 

В XIV веке северные леса были наполнены отшельниками. Еще один ученик преподобного Сергия, Сергий Нуромский, нашел Павла, безмятежно кормящим лесных птиц. Некоторые из пташек запросто сидели у Павла на голове. С тех пор началась у Павла с Сергием дружба, в память которой в Павло-Обнорском монастыре впоследствии поставили часовню. Вскоре в лесное уединение Павла опять пришли любители безмолвия. Делать нечего, не хотел сначала Павел их пускать к себе, но вспомнил, что Сергий, его учитель, наставлял всех любить и никому не отказывать в помощи, и решил основать монастырь в честь Святой Троицы. Поставив во главе обители другого монаха, он продолжал жить в своей келье. В январе 1429 года преподобный Павел скончался. 

Настоятель игумен Амфилохий, инок и четыре трудника стоят на половичках перед скромным надгробием преподобного Павла в деревянной часовне на месте взорванного в 1930 году храма преподобных Павла Обнорского и Сергия Радонежского. Молебен у мощей после вечерней службы длится недолго, потом все прикладываются к надгробию, под которым лежат мощи преподобного. На пути от часовни к трапезной настоятель распутывает поручи, складывает их в карман, внимательно слушает рассказ о цели позднего визита. «Фотографировать — пожалуйста. А ночевать мы женщин не оставляем», — решение настоятеля сурово, но справедливо. Не для того живут в лесу четыре монаха, чтобы женщинам приют давать. 

Выхожу за ворота монастыря. Надо скорее на трассу. Дождь уже промочил куртку насквозь и темной завесой окутывает лес. С приближением ночи растет вероятность ночевки в лесу. Одна надежда на преподобного, авось как-нибудь все устроит. Из-за горы выезжает машина. 

— Не подкинете до трассы? 

— Может, вас сразу в Грязовец отвезти? Вам там куда, к вокзалу или на автобус? 

…Вечерний грязовецкий вокзал. До поезда на Москву два часа. Сижу на вокзале, поедаю вкуснейшие плюшки, полученные в дар от добрых людей, подобравших меня на дороге. Про себя молюсь — благодарю преподобных за благополучное завершение моего экстремального путешествия. Главное — не сомневаться и положиться на наших святых. Они уж точно не подведут!

Подробнее ...

Паломничество по местам преподобного Сергия Радонежского можно совершить, не выезжая из Москвы

Пути преподобного Сергия Игумен Земли Русской пешком прошел многие версты – строил монастыри, мирил князей, уходил от ссоры с братией. Где он бывал в Москве?
Подробнее ...

Привести человека в храм можно только любовью

12 июля - праздник апостолов Петра и Павла. Они умели быть "всем для всех", чтобы собрать в единую Церковь язычников и иудеев. А как быть в наше время? Почему мы, современные христиане не можем привести в Церковь других людей, даже наших собственных родственников? Об этом размышляют епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством и протоиерей Геннадий Фаст, теолог, проповедник и автор многих церковных трудов.

Подробнее ...

За три дня до расстрела царственные мученики молились о своем упокоении

17 июля – память святых царственных мучеников: царя Николая, царицу Александру и их пятерых детей, расстрелянных в этот день 1918 года в Екатеринбурге. 14 июля, за три дня до расстрела, во время обедни, произошло пророческое происшествие. Вот как об этом вспоминает протоиерей Иоанн Сторожев, служивший для царской семьи в этот день обедницу.

Подробнее ...

«Петро-Паша, отдай рыбу нашу». История о чудесном улове рыбы в день Петра и Павла

«Наконец наступило утро. Все показалось мне необычным, торжественным! Мы пришли к реке, рыбаков – множество. И тут дедушка мне тихонько говорит: "Когда будешь закидывать удочку, обязательно скажи: “Петро-Паша, отдай рыбу нашу“».

Подробнее ...

Миссия выполнима, или как в наше время быть апостолом. pdf нового номера газеты "Воскресение"

Как нам помочь своим близким прийти в Церковь? В праздник святых апостолов Петра и Павла читайте в новом номере газеты "Воскресение" про служениеслужение миссионеров, о том как христианину стать "для всех стать всем". Почему сейчас люди не идут в Церковь? В чем задача миссионера?  На страницах газеты об этом рассуждают епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством Москвы и протоиерей Геннадий Фаст.

Подробнее ...

Тихвинскую икону Богородского храма вынесли для поклонения из алтаря

9 июля, в день празднования «Тихвинской» иконы Божией Матери, храм Преображения Господня в Богородском отметил свой престольный праздник. После поздней Литургии был совершен крестный ход со списком с чудотворной Тихвинской иконой, которая находится в алтаре.

Подробнее ...

Добровольцы храма св. Андрея Первозванного пришли к детям со своей кавалерией

8 июля добровольческая служба «Ближний» храма святого апостола Андрея Первозванного в Метрогородке порадовала детей Детского психоневрологического санатория №44 катанием на лошадях и викториной. Смотрите и читайте наш фоторепортаж.

Подробнее ...